Каждый ребёнок имеет право на счастливое детство и качественное дошкольное образование
Дошкольное образование является уровнем основного образования, направленного на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Одним из важных и значимых направлений социальной политики государства в дошкольном образовании является сохранение его доступности через развитие разных форм организации дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения образования. Образовательные услуги в учреждениях дошкольного образования сегодня ориентируются на самого ребёнка, пожелания законных представителей воспитанников.
Получение дошкольного образования в Брестском районе обеспечивают 19 учреждений: 16 учреждений дошкольного образования, ГУО «Средняя школа д. Медно», ГУО «Базовая школа д. Малые Зводы», ГУО «Начальная школа д. Ковердяки» с режимом работы 10,5 часов. На 05.09.2024 дошкольным образованием охвачено 1488 детей, что на 47 детей меньше, чем в прошлом учебном году.
С учётом пожеланий главных заказчиков - законных представителей воспитанников, созданы разные формы организации дошкольного образования. В 2024/2025 учебном году дополнительно новыми формами дошкольного образования охвачены 505 детей (48 групп), из них не посещают дошкольные учреждения на постоянной основе 349 детей. Для сравнения: в 2021 году групп кратковременного пребывания было 30, охват детей -357, в 2020 году – 21 группа, 240 детей. На базе ГУО «Детский сад д. Скоки», ГУО «Детский сад д. Знаменка» (2021), ГУО «Детский сад д. Знаменка, д. Клейники (2022), ГУО «Детский сад д. Вистычи» (2023), ГУО «Детский сад д. Страдечь, ГУО «Детский сад д. Скоки» (2024) сезонные площадки для дошкольников были созданы на период уборочной страды в летний период июль-август.
Если родители хотят, чтобы ребенок больше общался с детьми, но не желают определять его в детский сад… Как сделать менее болезненной процедуру адаптации к детскому саду…
Всё это возможно при помощи «Материнской школы» и «Школы раннего развития», которые могут быть открыты на базе всех дошкольных учреждений Брестского района. Малыши, которым еще предстоит делать свои первые шаги по коридорам детского сада, часто боятся этого перехода, хотят быть всегда рядом с мамой, ощущать ее заботу и ласку.
В «Материнскую школу» несколько раз в неделю дети от года до трех лет могут приходить с мамами. А на занятиях будущих своих питомцев ждут педагоги-психологи, музыкальные руководители, воспитатели, учителя-дефектологи, руководители физического воспитания. Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.
Самые главные задачи «Материнской школы» – приучить малыша к обществу других детей, научить его играть. Кроме того, работники сада стремятся заполучить молодых мам в единомышленники, прийти к единому мнению, как воспитывать детей этой маленькой группы. После каждого занятия мамы получают консультации специалистов и, в свою очередь, рассказывают, что им понравилось в сегодняшнем занятии, а что вызвало сомнения.
Одна из новых форм организации дошкольного образования – группы кратковременного пребывания (адаптационные группы, сезонные игровые площадки, «Материнские школы»). Данные формы дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения Брестского района. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: невысокая оплата образовательных услуг, возможность посещать их совместно с ребёнком, а также необязательность пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования целый день с утра до вечера.
Однако помимо этих форм детскими садами Брестского района предлагаются и другие:
-группа утреннего пребывания воспитанников, цель которой в оказании помощи законным представителям воспитанников в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения, обеспечения охраны жизни и здоровья детей, обогащение личной сферы ребёнка посредством общения и разнообразной детской деятельности в утреннее время;
-группа вечернего пребывания воспитанников, цель которой в оказании помощи законным представителям воспитанников в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения, обеспечения охраны жизни и здоровья детей, обогащение личной сферы ребёнка посредством общения и разнообразной детской деятельности в вечернее время;
-группа выходного дня, цель которой в оказании помощи законным представителям в случае их занятости на работе в выходные дни, обеспечение общения ребёнка со сверстниками;
-группа индивидуальной помощи семье, цель которой в оказании помощи законным представителям в обучении, воспитании и развитии ребёнка на индивидуальных занятиях со специалистами учреждений дошкольного образования;
-группа по подготовке детей к обучению в школе, цель которой в обеспечении преемственности между дошкольным и школьным уровнем образования, удовлетворение запросов законных представителей по развитию индивидуальных способностей детей, их всестороннему развитию, созданию условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
-прогулочная группа, цель которой в создании условий для развития ребенка в различных видах деятельности на прогулке с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых. Группа создается для детей в возрасте от 1 до 3 лет.
В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.
Дошкольные учреждения Брестского района в 2024-2025 учебном году продолжают изучать возможности и потребности населения в организации вышеуказанных форм дошкольного образования.