Профессиональное мастерство учителя как основной ресурс качественного образования

11.11.2016

Педагогическое мастерство  – это

комплекс свойств личности,

высокий уровень профессиональной

деятельности и знаний,

педагогические способности и

творческий потенциал учителя.

Н.Н.Тарасевич

Учитель начальных классов – это особая категория педагогов в системе образования, которой присущи некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию. Учителю начальных классов очень важно всё время работать над педагогическим мастерством, не останавливаться на достигнутом, а наоборот включать в свою работу что-то новое и интересное. Очень важно научиться использовать в своей педагогической практике достижения отечественных учёных и педагогов традиционного обучения и совмещать их с приёмами и методами современного образования.

Настоящий учитель начальных классов всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Учителю необходимо также выработать свой индивидуальный педагогический стиль, который будет предполагать свои методы, умелый подбор которых будет вносить разнообразие в образовательный процесс, обеспечит достижение положительных результатов.

Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем педагогов, а это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации.

С целью обобщения и распространения педагогического опыта, выявления наиболее творчески работающих учителей начальных классов учреждений образования Брестского района на базе ГУО «Средняя школа д. Клейники» были организованы и проведены педагогические чтения по теме «Профессиональное мастерство учителя как основной ресурс качественного образования».

Традиционно теплый прием участникам мероприятия обеспечили администрация и педагоги ГУО «Средняя школа д. Клейники» в лице директора школы Владимира Терлицкого, заместителей директоров Валентины Чегринец и  Натальи Лукьянюк, руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов Людмилы Скалкович. Педагогические чтения объединили учителей начальных классов района, чтобы они в творческой атмосфере смогли поделиться интересными идеями, приемами, методами, современными технологиями и средствами обучения, которые успешно используют в педагогической практике. Выступления оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли заместители директоров по учебной работе: Ирина Оксенюк  (ГУО «Средняя школа д. Скоки»), Елена Пылик (ГУО «Средняя школа д. Чернавчицы»), Ольга Антол (ГУО «УПК детский сад-начальная школа д. Ковердяки»).  Возглавила жюри методист Брестского районного учебно-методического кабинета Татьяна Морощук.

Свой опыт и достижения на педагогической ниве участники педагогических чтений представляли в трех формах: мастер-класс, доклад и презентационная площадка. Последняя оказалась богатой на инновационные находки и отвечающей духу времени, которое нельзя представить без интернета и высоких технологий. Вот и прибужские учителя идут в ногу с юным поколением, активно внедряя информационно-компьютерные технологии в образовательный процесс. Например, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа д. Новые Лыщицы» Елена Пашкевич убедила присутствующих в эффективности использования в учебном процессе компьютерной образовательной программы LearningApps, Алла Коробейко  из ГУО «Средняя школа д. Медно» познакомила с технологией развития критического мышления в начальной школе, об использовании наглядного материала, учебно-дидактических игр  в учебной деятельности рассказали Валентина Дробышевская (ГУО «Базовая школа д. Прилуки») и Елена Юхимук (ГУО «Средняя школа д. Страдечь им. Н.Е. Зайца»).

Темы, поднятые участниками педагогических чтений, - настоящие палочки-выручалочки в работе учителя начальных классов. С условиями организации словарно-орфографической работы на уроках русского языка на Iступени общего среднего образования поделилась Татьяна Коляда (ГУО «УПК детский сад-начальная школа д. Ковердяки». Как совершенствовать навык чтения, сделать процесс обучения ярким и увлекательным,  каким образом использовать на уроках математики схемы-опоры, какие методы и приёмы продуктивнее для обогащения словарного запаса учащихся, развития устной речи – на эти и другие вопросы смогли ответить Леонид Пугач (ГУО «Средняя школа д. Тельмы-1»,  Наталья Ващило и Наталья Михмель (ГУО «Средняя школа д. Вельямовичи»),  Ирина Козляковская (ГУО «Средняя школа д. Чернавчицы»), Надежда Сверба (ГУО «Средняя школа д. Знаменка»), Таиса Пашкевич (ГУО «Средняя школа д. Вистычи»).

В своём выступлении Валентина Грицкевич (ГУО «Средняя школа д. Большие Мотыкалы») подняла актуальный вопрос совершенствования образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания. Марина Кушнерук, учитель начальных классов ГУО «Средняя школа д. Скоки», поделилась с коллегами своими наработками по теме «Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению содержательного блока “Мая Радзіма-Беларусь” посредством использования краеведческого материала».

Необходимо отметить особую значимость представленного Еленой Струк методического пособия по предмету «Человек и мир» в 3 классе «Экологический калейдоскоп». Данное пособие – результат плодотворной совместной работы учителей начальных классов ГУО «Средняя школа д. Клейники».

Ещё Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика.

Безусловно, данное мероприятие стало не только кладезем методических идей для учителей начальных классов, но и действенным стимулом к дальнейшему профессиональному саморазвитию и творческой самореализации педагогов Брестского района.

 Методист Брестского районного

учебно-методического кабинета

Татьяна Морощук