Новые формы дошкольного образования

Дошкольное образование является уровнем основного образования, направленного на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Одним из важных и значимых направлений социальной политики государства в дошкольном образовании является сохранение его доступности через развитие разных форм организации дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения образования. На основании Кодекса Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений государственной политики в сфере образования является обеспечение права получения образования как за счёт средств бюджета, так и на платной основе. Образовательные услуги в учреждениях дошкольного образования сегодня ориентируются на самого ребёнка, его законных представителей и заказ государства. Поэтому возникла необходимость пересмотреть традиционные формы организации дошкольного образования, опираясь на маркетинговые исследования в сфере образовательных услуг.

В Брестском районе функционирует гибкая, многофункциональная сеть учреждений дошкольного образования. С учётом пожеланий главных заказчиков – законных представителей воспитанников создаются разнообразные формы организации дошкольного образования.

Все более востребованы образовательные услуги, в том числе и на платной основе, спектр которых ежегодно расширяется.

В соответствии с запросами родителей воспитанников на 05.08.2022 года в учреждениях дошкольного образования Брестского района функционировали 30 групп с кратковременным пребыванием (от 2 до 7 часов) для 357 детей. В том числе:

  • 4 сезонные площадки, площадок для игр (46 детей);
  • группа вечернего пребывания (6 детей);
  • 4 группы выходного дня (44 ребенка);
  • 15 адаптационных групп (199 детей);
  • 5 «материнских школ» (61 ребенок) и др.1(1).

На базе ГУО «Детский сад д. Скоки», ГУО «Детский сад д. Знаменка» впервые сезонные площадки созданы на период посевной, уборочной страды.

В 2022 году количество групп кратковременного пребывания увеличилось на 9 единиц в сравнении с предыдущим годом (в 2021году – 21 группа, 240 детей).

 Вы хотите, чтобы ребенок больше общался с детьми, но не желаете определять его в детский сад?

Можно ли сделать менее болезненной процедуру адаптации к детскому саду?

 Всё это возможно при помощи «Материнской школы» и «Школы раннего развития», которые могут быть открыты на базе всех дошкольных учреждений Брестского района, . Малыши, которым еще предстоит делать свои первые шаги по коридорам детского учреждения, часто боятся этого перехода, хотят быть всегда рядом с мамой, ощущать ее заботу и ласку.

В «Материнскую школу» несколько раз в неделю дети от года до трех лет могут приходить с мамами. А на занятиях будущих своих питомцев ждут педагоги-психологи, музыкальные руководители, воспитатели, учителя-дефектологи, руководители физического воспитания. Совместное пребывание с родителями обеспечивает ребенку чувство безопасности для свободного проявления своей личности, а также предоставляет возможность родителям наблюдать за взаимодействием педагога с детьми, обменяться опытом воспитания.

Самые главные задачи «Материнской школы» – приучить малыша к обществу других детей, научить его играть. Кроме того, работники сада стремятся заполучить молодых мам в единомышленники, прийти к единому мнению, как воспитывать детей этой маленькой группы. После каждого занятия мамы получают консультации специалистов и, в свою очередь, рассказывают, что им понравилось в сегодняшнем занятии, а что вызвало сомнения.

Одна из новых форм организации дошкольного образования – группы кратковременного пребывания (адаптационные группы, сезонные игровые площадки, «Материнские школы»). Данная форма дошкольного образования пользуется достаточно большим спросом среди населения Брестского района. Это обусловлено рядом причин, основными из которых являются: невысокая оплата образовательных услуг, возможность посещать их совместно с ребёнком, а также необязательность пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования целый день с утра до вечера. Однако помимо этих форм предлагаются и другие:

группа утреннего пребывания воспитанников, цель которой в оказании помощи законным представителям воспитанников в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения, обеспечения охраны жизни и здоровья детей, обогащение личной сферы ребёнка посредством общения и разнообразной детской деятельности в утреннее время;

группа вечернего пребывания воспитанников, цель которой в оказании помощи законным представителям воспитанников в уходе и присмотре за детьми, а также в вопросах воспитания и обучения, обеспечения охраны жизни и здоровья детей, обогащение личной сферы ребёнка посредством общения и разнообразной детской деятельности в вечернее время;

группа выходного дня, цель которой в оказании помощи законным представителям в случае их занятости на работе в выходные дни, обеспечение общения ребёнка со сверстниками;

группа индивидуальной помощи семье, цель которой в оказании помощи законным представителям в обучении, воспитании и развитии ребёнка на индивидуальных занятиях со специалистами учреждений дошкольного образования;

группа по подготовке детей к обучению в школе, цель которой в обеспечении преемственности между дошкольным и школьным уровнем образования, удовлетворение запросов законных представителей по развитию индивидуальных способностей детей, их всестороннему развитию, созданию условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

прогулочная группа, цель которой в создании условий для развития ребенка в различных видах деятельности на прогулке с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых. Группа создается для детей в возрасте от 1 до 3 лет.

В настоящее время в районе направлены усилия на решение ключевых задач по сохранению доступности дошкольного образования через развитие разных форм организации дошкольного образования, расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих учреждения дошкольного образования.

Дошкольные учреждения Брестского района продолжают изучать возможности и потребности населения в организации вышеуказанных форм дошкольного образования.