Обеспечение безопасных и здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования

При организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей,  психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.

К организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования допускаются педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

Педагогами учреждений дошкольного образования должен проводиться утренний прием воспитанников, предусматривающий опрос родителей о самочувствии воспитанника и визуальную оценку состояния его здоровья. При подозрении на заболевание воспитанник направляется на осмотр к медицинскому работнику для принятия решения о возможности допуска в учреждение дошкольного образования. Воспитанники принимаются в группу учреждения дошкольного образования чистыми и опрятно одетыми.

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждение дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, а в случае его отсутствия — иному педагогическому работнику, осуществляющему приём воспитанников группы.

Забирать ребёнка из учреждения дошкольного образования должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забирать ребенка из учреждения дошкольного образования (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования.

Запрещается отдавать воспитанников подросткам, которым не исполнилось 16 лет, лицам, находящимся в алкогольном или наркотическом опьянении.

В учреждениях дошкольного образования следует обеспечить рациональное соблюдение распорядка дня, который предусматривает:

-гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;

-достаточное пребывание на свежем воздухе;

-систематическое осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;

-рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.

Распорядок дня должен быть гибким, учитывать индивидуальные особенности детей, сезон, погоду.

Максимальная нагрузка на воспитанников раннего и дошкольного возраста в специально организованной деятельности, регламентированной типовым учебным планом (далее — занятия), количество и виды занятий, их длительность и место в распорядке дня должны определяться педагогическим работником в соответствии с учебным планом учреждения дошкольного образования и учебной программой дошкольного образования, разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке, с учетом состояния здоровья, физиологической подготовленности воспитанников.

Длительность занятий с воспитанниками в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 4 лет должна составлять до 10—15 минут, с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет — до 20—25 минут, с воспитанниками в возрасте от 5 до 7 лет — до 30—35 минут, физкультурные минутки — не менее 1,5—2 минуты.

Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10—12 минут. Во время перерывов должны проводиться подвижные игры умеренной интенсивности.

Такое распределение времени для занятий дается как примерное. Они могут меняться в зависимости от поставленных задач, заинтересованности детей деятельностью, их самочувствия и др. В начале и конце недели должны предусматриваться облегченные по содержанию и умственной нагрузке занятия. Домашние задания во всех группах задаваться не должны.

Для укрепления психологического здоровья воспитанников следует в процессе проведения занятий обеспечить внимание, персональную обращенность и позитивное отношение к воспитанникам.

Пребывание воспитанников на открытом воздухе должно предусматриваться не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут — 4 часов в зависимости от режима работы учреждения дошкольного образования и в соответствии с учебной программой дошкольного образования.

Во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность воспитанников и рациональная одежда в зависимости от погодных условий. Руководитель учреждения дошкольного образования может принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для воспитанников на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, ураган, другие техногенные чрезвычайные ситуации) и др.

Рассаживание воспитанников за столами должно проводиться с учетом состояния здоровья воспитанников, имеющихся у них функциональных нарушений слуха, остроты зрения. Корректировка рассаживания воспитанников проводится не реже двух раз в год.

 Инструктивно-методическое письмо
Министерства образования Республики Беларусь
к 2015-2016 учебному году от 25 июня 2015 г.